Почему коронавирус в первую очередь поражает не здоровье кинешемцев, а здравомыслие

В период экономических кризисов, пандемий и прочих смут россияне следят за ценами на гречку похлеще, чем за стоимостью нефти или индексом Доу — Джонса. Не удивительно, что сейчас, во время невиданной, пришедшей из Азии напасти, соотечественники замирают в состоянии легкого шока, сметают сарацинское зерно с магазинных прилавков и покорно ждут, пока закончится кризис. Ну, или пока не завезут новую партию крупы.

Сегодня мы увидели, как могут работать стереотипные представления о продуктах запаса, список которых у нас сформировали в послевоенные годы. Люди, в основном старой советской закалки, насмотревшись телевизора и начитавшись новостей, начали осаждать магазины, добывая пропитание в поту и давке. Другие, насмотревшись на них, начали делать тоже самое. Но именно люди, закалённые в многочасовых очередях и идущие на поводу у своей генетической памяти, задали тенденцию всеобщей гречневой паники. Под гречневой паникой, надо понимать, имеется в виду вся покупательская истерия по продуктам первой необходимости: соль, макароны, тушенка, крупа. В том числе и по туалетной бумаге, которая тоже, как и гречка, сегодня могла бы претендовать на символ безопасности и уверенности в завтрашнем дне. Видимо, туалетная бумага тоже обладает большим антикризисными потенциалом и даёт надежду пережить апокалипсис. По крайней мере — в чистоте. Ну, или уже приравнивается к ценным бумагам.

Но стоит ли на самом деле опасаться дефицита товаров? Очевидно, нет. У людей просто-напросто не хватит денег, чтобы купить всё, что залежалось на складах сетевых магазинов. И уж, если на то пошло, то наполняемость нашего домашнего стратегического запаса будет зависеть скорее не от того, насколько быстро в стране закончится еда, а от логистического решения и сноровки мерчендайзера. Единственное, чего мы добьемся паникой, так это того, что ритейлеры на волне искусственного дефицита поднимут цены и попытаются спихнуть некондиционную или вышедшую из срока годности продукцию, которая годами пролеживает на складах. Достаточно вспомнить ажиотаж 2014 года, когда среди россиян зародилась паника о том, что последняя жатва не удалась и всех ждёт дефицит гречки. Тогда покупатели, насмотревшись друг на друга в магазинах, также начали громить прилавки, а цена на крупу подскочила до 120 рублей. Но через пару месяцев россияне благополучно понесли свои, поеденные жуком запасы, на помойку, кормить крыс.