Интервью с 23-летним учителем школы №19 Дарьей Сумкиной

21 век. Время новых технологий, цифровизации, гаджетов, соцсетей, онлайн-платформ и время современных подходов к решению проблем.

Один из главных вопросов, который встает с каждым годом практически в каждой семье, – вопрос воспитания и обучения детей. Что выбрать в эру «Тиктока»: отдать свое чадо в руки корифеев образования или же доверить обучение ребенка молодым педагогам, полным амбиций и желания творить? Новое поколение учителей уже дышит в спину преподавателям старой закалки. Они остроумны, начитаны, находчивы, они в материале/в новостях, они понимают современный сленг детей, их вкусы, их особенности «цифрового» развития.

Как же неопытному преподавателю добиться успехов в профессии, уважения со стороны подопечных и опытных наставников?Как справиться с 25-ю школьниками, наладить отношения с их родителями, найти общий язык с коллегами и выработать подход к работе и школьной программе. Обо всех трудностях профессионального становления и об адаптации молодого специалиста мы поговорили с учителем начальной школы Дарьей Сумкиной.

Даше всего 23 года, она выпускница МОУ СОШ №19, окончила РТУ МИРЭА по направлению «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» и после этого пришла в школу в качестве преподавателя.

– Почему учитель? Почему не воспользовалась советом Дмитрия Медведева «пойти в бизнес»:

– Мама всегда говорила, что с моей активностью надо быть учителем, но в 11 классе я думала, когда стану инженером, мне откроются какие-то новые возможности. Когда я была на 3 курсе, полностью осознала, что учитель – моя профессия. Не могу сказать, что это моя детская мечта, но решила для себя это уже давно.

– Насколько я знаю, ты поступила в магистратуру на учителя математики, но забрала документы, а потом решилась на прохождение полугодовых курсов на переквалификацию. Как тебе удалось устроиться в школу без опыта?

– После того, как я переквалифицировалась, я хотела устроиться в школу нашего города №17, посмотрела в интернете – требуются учителя математики, позвонила, договорилась. Меня уже там ждали. Но директор моей школы №19 каким-то образом узнала, что я устраиваюсь в 17 и позвала к себе, зная по учебе в школе, какая я классная (улыбается). Ну и, конечно, я сразу согласилась, хотя работала на начальном звене, что мне не особо близко.

– А когда пришла в школу в качестве преподавателя, как на это отреагировали коллеги?

– Поначалу все отшучивались «Дарья Валерьевна, Дарья Валерьевна». Но воспринимали сразу серьезно, потому что из школы знают, что я довольно серьезный и ответственный человек. Сейчас уже все привыкли, но мои учителя до сих пор зовут Дашенькой.

–  То, что коллектив практически женский – это никак не давит? Сложно ли ужиться с учителями?

– Не могу прямо ответить 100% на этот вопрос, так как работа учителя больше заключается в работе с детьми, чем в работе с коллективом. Конечно, мне с мужчинами работать намного проще, но нахожу общий язык со всеми – я коммуникабельная.

­– А ученики как тебя восприняли?

– Ученики с первого урока воспринимали всегда серьезно, хотя я работала и в начальном звене, и в 5 классах, и в 10.

– Каждый учитель старается максимально вовлечь детей в учебный процесс. У всех свои методы, подходы и секреты. А была ли какая-то тактика у тебя, чтобы выстроить общение со школьниками?

– В первую очередь нужно показать детям, что вести себя у меня на уроке они могут только так, как разрешаю я. Во вторую очередь нужно стать для них другом. У меня 4 класс. Я работаю у них уже второй год, по началу проводила разные крутые и прикольные штуки, чтобы их завлечь. Например, многие знают, что я пеку разные вкусности дома. Вот и применила эти умения на учениках. Сделала печенья, а в классе разукрасили, дети были в восторге.

– А в целом современные дети – какие они?

– Современные дети совершенно не такие как мы, хотя и разница 10-12 лет. У них на первом месте стоит телефон, они ничем не увлечены, гонятся за количеством лайков и просмотров в Тиктоке. Очень печально, но я считаю, это проблема воспитания. Работаю также в 5 классе, но уже по профессии – преподаю математику (как и хотела), вот там более увлечённые дети. Но все равно на переменах все в телефонах.

– Твое современное видение мира, знание интернет-мемов, фишек как-то помогает в общении с учениками?

– Так как я училась в Москве, то многих знаменитостей видела вживую. Когда говорю, что разговаривала с Кридом, сразу у детей восторг и куча вопросов. Когда у детей случается расфокусировка (такое часто бывает, они ещё маленькие), то могу отшутиться популярными мемами, чтобы поймать внимание – таковы современные реалии. Да и мне прикольно, что на перемене могу поговорить с ними о песнях Элджея (это, конечно, не мой круг интересов), но зато можно быть поближе к детям.

– Чувствуешь разницу в том, как учили тебя и как учишь ты?

– В начальном звене стараюсь учить также, как учили меня, но, так как веду класс не с самого начала, а получается доучиваю их, испытываю большие сложности. Дети уже научены, их очень трудно переучить и что-то требовать своё. Всегда проще научить, чем переучить.

– Часто ли обращаешься за советом к более опытным коллегам?

– По началу обращалась за помощью, но у меня были лучшие учителя, у меня прекрасная база, которая не требует того, чтобы я что-то вспомнила.

– У тебя в руководстве 4 класс, дети еще маленькие, как справляешься с проблемой дисциплины?

– Проблема дисциплины моего класса – это катастрофа. Уже перепробовала все методы, чтобы поддерживать дисциплину, но их не усадили за 2 года, я практически бессильна. Провожу регулярные родительские собрания по этому поводу. Как-то раз решили с родителями, что они будут присутствовать на уроках, это помогает. Сейчас уже все в порядке.

– А насколько школьная программа быстро адаптируется к современным реалиям?

– На мой взгляд не адаптируется никак. Работаем с интерактивными досками, но и с нами так работали. Но я не считаю, что адаптация к современным детям, это важно. Получается, сейчас гаджеты заменили все, и ребёнок не должен иметь красивый почерк? На мой взгляд раньше и программа была интереснее, и дети старались больше. Нам всегда навязывают какие-то новые материалы, чтобы работать с детьми, но я считаю, самое главное их научить учиться, а как это сделать, это уже забота учителя.

– Вопрос на злобу дня: удаленка – это плохо?

– Удаленка. Хм. Тут двойное мнение имею. Говоря о начальном звене, да, удаленка – зло. Потому что маленьким детям нужен контроль, и без родителей ничего не получится. Мы со своим классом каждый день занимались по урокам онлайн, они не особо отстали. Если говорить о более старших детях, то дистанционное обучение – это неплохо, но в том случае, если дети настроены на учёбу. Конечно, если им ничего не надо, то дистант не для них.

– С кем тяжелее найти контакт – с родителями или детьми?

– С детьми, как правило, контакт сразу находится. А с родителями намного тяжелее. Ведь для них их ребёнок самый лучший, они часто не готовы слышать что-то плохое. В этом сложности. Но стараюсь работать со всеми.

– В интернете ходит много споров о том, что школа должна воспитывать детей, а ты как считаешь, кто все-таки должен развивать учеников – школа или родители?

– На мой взгляд воспитывать детей должны, в первую очередь, родители, а школа должна помочь в социализации ребёнка. Ведь это не мои дети, чтобы я их воспитывала. Да, я могу помочь в чем-то, но воспитывать за родителей 25 человек – нет ни сил, ни желания.

– Есть какая-то мечта – стать директором школы, открыть частное учебное заведение, а может уйти в сольное плавание и стать репетитором?

– Да, я бы хотела стать директором или заместителем школы, чтобы изменить подход к образованию. Можно все намного упростить и сделать так, чтобы школа работала более продуктивно. И я знаю, как это сделать.

– А как бы ты это сделала? Например, если бы ты стала министром образования, чтобы ты изменила?

– Изменила бы программу, по которой обучают детей. Отменила бы ЕГЭ, оставила лишь промежуточные итоги. Вся учеба в старших классах направлена на сдачу ЕГЭ, это разве хорошо?

На экзаменах все дети нервничают и переживают, и в этих моментах главное качество для педагога – умение поддержать ученика. Учитель должен понимать психологию современных детей, ведь очень важно – находиться со своими подопечными на одной волне, поймать эту тонкую связующую нить и вместе идти к новым учебным свершениям.

Молодой преподаватель полон сил, мыслей, идей, желанием работать, готовности оставить свой след в образовании. Еще со времен Советского союза на плакатах призывали «Молодым везде у нас дорога». Так пусть молодые и будут развивать различные сферы нашей жизни, наберутся опыта и станут отличной заменой предшествующих профессионалов.

One Reply to “Интервью с 23-летним учителем школы №19 Дарьей Сумкиной”

  1. Учитель – это действительно очень сложная и трудная профессия, мало молодежи стремится занять эту порой пустующую нишу в обществе. И Дарья Валерьевна молодец, что не побоялась взяться за такое ответственное дело, особенно с малышами. Молодой учитель всегда приносит какую-то свежую струйку, задор, какой-то интерес. Жаль только, что дисциплина мешает претворять многие задумки, да и желаемое. Но ведь дисциплина – это воспитание, а воспитанием, как говорит сама Дарья Валерьевна, должны заниматься «в первую очередь, родители», а «воспитывать за родителей 25 человек – нет ни сил, ни желания.» Вот один ученик обозвал другого, а тот в ответ его ударил, завязалась потасовка. А учитель проходит мимо, пусть сами разбираются, «социализируются». Пусть родители объясняют своим чадам – «Что такое хорошо, а что такое плохо». Мне кажется, что процесс обучения и воспитания всегда был двуединым, неразделимым. Правда, многие учителя сейчас занимаются «урокодательством», а не понимаешь – нанимай репетитора! А воспитанием, мол, должны заниматься родители. Мне кажется, что при таком подходе, когда школа спихивает воспитание на родителей, а родители на школу, ничего хорошего не получится. Здесь должно быть содружество. А вы как думаете?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *