Владимир Путин подписал закон о частичной декриминализации 282 статьи УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»). Это та самая статья, по которой людей сажали в тюрьмы за лайки и репосты в социальных сетях. Новый документ предусматривает снижение ответственности за нарушение статьи 282 УК РФ. Теперь, уголовная ответственность за экстремизм в интернете и СМИ будет наступать только после повторного нарушения.
В этой связи предлагаем послушать посвященную этой теме программу «Пашковский против!», которая вышла на радио «Мир» 5 октября 2018 года:
Во все времена цифры наделяли какими-то мистическими свойствами. Но, если раньше заставляли плеваться через плечо и бросали в холодный пот суеверных какие-нибудь 13 или 666, то сейчас эти числа, скорее, вызывают умиление. Сегодня существует намного более грозное число, заставляющее миллионы людей по всей стране избавляться от своих профилей в социальных сетях.
Зловещие 282 в последнее время практически не сходят с заголовков СМИ. Сейчас под 282 статью УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства) может попасть практически каждый. За шутки, за анекдоты, за исторические фотографии и даже песни, опубликованные в интернете. Любой может стать экстремистом, даже не подозревая об этом. Даже если без какого-то умысла, даже если по какой-то чудовищной случайности или безобидной глупости. Лишь потому, что понравилась картинка, автором которой является совсем другой человек, нарушителем закона можешь стать ты. Так что, если кому-то не нравится твой комментарий в интернете или лично ты – будь готов к повышенной заинтересованности отечественными правоохранительными органами.
Я сейчас об инициировании дел после репостов и лайков материалов, которые можно отнести к экстремистским. Можно отнести, а можно и не отнести. Перефразирую товарища Сухова: «Юриспруденция – дело тонкое». Грань, иногда, там и вовсе невидимая. Один миг и человеческая жизнь переломлена ударом судейской брамы. На протяжении последних лет в России стремительно растет число уголовных дел, которые возбуждаются по публикациям в социальных сетях.
Статья 282 достаточно универсальная. Также как мазь «Звездочка» используют от многих недугов, так и под 282-ю при большом желании может подойти любой негатив, высказанный в отношении любой социальной группы — значения не имеет ни размер аудитории потенциального экстремиста ни его мотивы. Уголовником можно стать даже просто неудачно пошутив. Но не все же виноваты, что у них такое чувство юмора.
И вот 3 октября Владимир Путин внес в Госдуму законопроект о частичной декриминализации части 1 ст. 282 УК РФ. Уголовная ответственность за экстремизм, совершенный публично, в интернете или СМИ, будет наступать в том случае, если нарушение совершено более одного раза в течение года.
Ну, вроде бы налицо — победа гражданского общества, которое проявило редкое единение перед лицом очевидной угрозы. До Путина достучались публично. Во-первых — это сделал во время «Прямой линии» депутат Сергей Шаргунов. Во-вторых, не мог Кремль не учитывать и общественный резонанс вокруг множества дел по этой статье. К тому же, в дискуссию включился Верховный суд, который уверен, что сажать за репосты всех без разбора нельзя.
В любом случае — это гигантский шаг в сторону гуманизации. Ведь не всякий репост, даже если такая информация признана экстремистским материалом, следует квалифицировать как экстремизм. Сама экстремистская публикация или ее репост не может служить доказательством преступления. Здесь, как минимум, наверное, следует необходимым доказать цель возбуждения ненависти. Наличие такой цели должно подтверждаться другими доказательствами, в том числе данными о личности обвиняемого — участии в экстремистских объединениях, привлечении ранее к ответственности за действия экстремистской направленности.
Иначе тысячам людей, чаще всего, молодым с их неокрепшими умами и горячими сердцами, просто-напросто калечат жизни одной лишь записью в личном деле — «уголовник».
P.S. Однако, обольщаться не стоит. И уж тем более не стоит бежать постить запрещенные материалы в социальных сетях. Ведь административное наказание никто не отменял, да и уголовное — никуда не делось.