Сладкий яд театра на всю жизнь

10 ноября не стало старейшей актрисы драматического театра имени А.Н. Островского Нины Фёдоровны Акуловой. Вспоминая легенду кинешемской сцены, мы предлагаем одно из последних интервью актрисы.

С Ниной Фёдоровной беседует заведующий литературной частью театра Александр Воронов.

– Нина Фёдоровна, расскажите, пожалуйста, о том, как начинался Ваш путь в профессию.
– Пришла я в театр сразу после школьной скамьи. После седьмого класса, потому что два года болела, было с почками плохо. Главным режиссёром был Лещенко. Я пришла девочкой, ничего не знала, с улицы, можно сказать.

– А как «заболели» театром?
– Когда приезжали ивановские актёры в Кинешму на гастроли, а мы с семьёй жили на улице Ленина, мама пускала актёров на квартиру, и я бегала все спектакли смотреть.

– А на улице Ленина, где именно?
– Напротив Райисполкома был деревянный дом, а сзади был сарай, у меня папа из этого сарая сделал себе жильё, вот там мы и жили. Сейчас там уже ничего нет. Где магазин «Элиот», там примерно я и жила. Взяли меня в реквизиторский цех. И как раз ставили «Машеньку» Афиногенова. А я была такая беззаботная, только умела смеяться, и режиссёр услышал мой смех, а там была роль Гальки-хохотушки. Ну а я была маленькая, худенькая, у меня были косички, ну ребёнок! – сорок килограммов весила – вот он и говорит: «Ну-ка, давай!». Они не знали, кому эту роль дать. Мне стали объяснять, что такое кулисы, что такое роль, реплика, пьеса. Я с открытым ртом всё это слушала. Потом поехали на гастроли, а на гастролях заболела актриса, которая играла Машеньку. А у меня всё было на слуху. Я и реквизитом занималась, и на сцене всё делала, всё! У меня было две репетиции, и на третью я играла уже на сцене Машеньку, а когда начался новый сезон, меня уже взяли в труппу. Так и началась моя творческая деятельность. И что ни пьеса – то мальчик, то девочка. У меня репертуар пошёл. В конце 1949 года приехал из Арзамаса актёр Григорий Акулов – молодой «герой». Видно, я ему приглянулась. Он мне стал объяснять, что такое театр, он был первым моим учителем. Мы с ним гуляли – гуляли и догулялись. Стала я Акуловой вместо Смородиной. В 1951 году родилась дочь, и поехали мы странствовать. В те годы как-то не принято было засиживаться на одном месте. Мы приезжали, нам выплачивались подъёмные, давали квартиру, оплачивали контейнер. Разные города были – Кимры, Мичуринск, Смоленск…

– А что Вы там играли?
-Да всё! Я помню, в Смоленске в репертуаре было восемь спектаклей, и во всех восьми я была занята. Вот такой я пришла в театр. Играли недавно «Шельменко – денщик», я достала из своего архива фотографию, переворачиваю – «Шельменко – денщик», 1951 год, Шадринск! Я играла в том спектакле.

Нина Фёдоровна достаёт фотографию:
– Вот пароход «Кинешемец». Сейчас он затонул. Ну, вытащить его надо было на берег, сохранить. Мой папа ходил на этом «Кинешемце», зимой он ребятам преподавал лоцию, а летом они ходили по маршрутам Кинешма – Ярославль, Кинешма – Кострома, Кинешма – Горький (теперь Нижний Новгород). На пароходе было три человека взрослых – он (капитан), механик, повар, а остальное всё делали дети. Потом всё это порушили, пароходик утопили. Во второй раз мы приехали, когда дочка пошла в первый класс, в 1958 году. В Комсомольском переулке стоял двухэтажный деревянный дом, помните?

– Помню. Нина Фёдоровна, а в каком амплуа Вы начинали?
– Травести, на это амплуа всегда была большая нужда в театре.

– Сейчас, говорят, уходит амплуа из театра…
– Ну а как от этого отказаться, как отойдёшь от девочки-мальчика?

– А потом выходить из него, наверное, сложно?
– Слава Богу, я сумела. Я поправилась и перешла на старух, причём безболезненно. У меня был однажды такой случай. Я серьёзно повредила ногу во время спектакля – неудачно повернула, слышно было в зале, как что-то хрустнуло в моём колене. Мениск! Это профессиональная травма, как я потом выяснила, балетных и футболистов. Но играть надо. А что делать – полный зал зрителей. Зрители только ахнули, когда партнёр повернул меня в танце, а у меня хрустнул сустав, такая была боль – кто этого не испытал, тому не передать. Вызвали «скорую помощь», в антракте меня кололи, и в итоге я спектакль доиграла. И вот меня с этим коленом положили в больницу, перевязали ногу, и я пролежала в больнице шесть месяцев, я располнела, и последнюю роль сыграла толстенького мальчика Шурку, и перешла на инженю. У меня теперь колени разные, после травмы.
Возвращаюсь к травести. Я сыграла в спектакле «Именем революции» Петьку, получила диплом I степени, на другой же день, когда приезжали из Иванова актёры и режиссёры смотреть этот наш спектакль, а через два дня получила перевод в Ивановскую драму. Да разве я предам Кинешемский театр?! Конечно, отказалась. Потом мы поехали туда на гастроли, посмотрела, думаю: «Господи, как хорошо, что сюда не переехала!». Я там заблудилась! Нет, только Кинешма, не надо мне никакого Иваново!

Акулова Нина Фёдоровна

– Кого из старых актёров помните?
– Был у нас режиссёр и актёр Дмитрий Касьянов, он ходил по городу с тросточкой, бывший белогвардейский офицер! Вспоминаю, что за актёр был Михаил Кондратьев! (Нина Фёдоровна перебирает фотографии). Это в то время было, когда я работала в Кинешме во второй раз. Штопал носки, он и меня научил штопать, я им восхищалась. Вот первый учитель, он умер в Мичуринске, Лещенко. Актёр Полянский, он здесь работал. И когда переехал в Мичуринск Лещенко, он забрал туда и Полянского. Это вот «Мораль пани Дульской», Комсомольск-на–Амуре, 1972 год. Это в Кимрах. В Комсомольске я играла дочерей пани Дульской, а в Кимрах уже саму пани Дульскую.
Старое здание нашего театра. Оно на хорошем месте, близко остановка, я на днях зашла туда, заплакала. И балкон жив, и лоджии живы. Мне так стало не по себе. Вы знаете, когда я начинала играть, баграми сцену крутили. У нас гримёрки были – стойла! На подпорках – доски! Это гримировальные столики! Жаль, программки не все сохранились. Мой муж делал инсценировки романов П. И. Мельникова – Печёрского и сам же ставил «В лесах» и «На горах». В Саратовском ТЮЗе за этот спектакль актёры получили Лауреатов Ленинского комсомола. Он был и режиссёр, и актёр, и фотограф! Сейчас в Москве внук закончил МГУ факультет фотожурналистики. Ему уже 39.

Нина Фёдоровна перебирает фотографии.
– Это в Краснокамске играла мальчишку, в Кинешме, в Коврове, там был театр, Акулов Треплева играл. Смоленский, кинешемский театр… А как гримировались раньше актёры! Сейчас это искусство почти утеряно.
Это мы во Пскове. Актёры Пскова и Великих Лук. Акулов играл Василия Тёркина в Комсомольске на Амуре. Я играла в Комсомольске – на Амуре. Это мы на гастролях в Магадане. Это мы на бульваре, 25 лет исполнилось Магадану. Мы плыли туда, шторм, а через 20 минут всё успокоилось. Любила спектакль «Сильные дожди», «Пани Дульскую». «Не всё коту масленица» в Кинешме, сколько шёл спектакль! Там так хорошо играли Наталия Машаткова, Дмитрий Чередниченко, Евгений Иванович Чудецкий.

– Театральных «накладок» не помните?
Здесь в Кинешме был спектакль «Сердце цыганки», я играла мальчишку. И у меня был текст «Что ты сделал?» Я отвечала герою: «я пулю вынул из них». Я оружие разряжала. Мы выскакиваем, я говорю: «Я пунула вынула». Я смотрю, партнёр ушёл, вся стража хохочет, а зритель не заметил. Потом в следующих спектаклях, когда подходили к этому месту, актёры постоянно. Ой, было – было играли мы спектакль, не помню какой, я в трубу залезала, а рабочие эту трубу забыли. Начинаем спектакль, а у меня там текст такой, что я спряталась в трубу. Прибежали рабочие в какой-то магазин, достали бочку из-под огурцов, тряпками обили, и я в неё залезла, стала вылезать и рукой зацепилась за гвоздь. Вылезать, а у меня дикая боль. Я кричу, плачу, а в бочке раздаётся. Выбили дно, дали занавес, меня вытащили, всё почернело, «скорая» приехала, мне сделали укол, а мне плохо, и плюс ко всему я надышалась огуречного запаха, рассола. Вот такие казусы бывают.
У меня дочка Ирина играла во МХАТе, она разбила обе руки, потому что забыли положить мат. У меня был случай. Играем спектакль «Именем революции», и в первом акте я должна есть ворованное яйцо, сало должна есть и запивать. Мама Дмитрия Лихачёва Тамара яйцо должна была сварить всмятку, а она его сварила вкрутую. Вместо сала отрезала сыра плавленого. Обычно она покупала хорошего сыра, а тут она не успела в магазин сбегать, я как засунула этот сыр плавленый и яйцо вкрутую в рот, проглотить не могу, у меня потекла изо рта какая-то каша, я говорить не могу, занавес давали.

– Что Вы скажете о современных тенденциях в театре?
– Я противница играть спектакль без занавеса, я это никогда не признаю! Это таинство – занавес. Приходит зритель и глядит на эти палки сорок минут! Он уже весь расслабленный, видит декорации до спектакля, ему уже не интересно. И ещё я противница переделывать эпохи. Как переделывать эпоху Островского? Я не признаю этого. Я противница того, чтобы Островского играть в современных костюмах.
У меня муж был главным режиссёром, и работников театра тогда приглашали на репетиции, то есть все цеха, все технические службы смотрели. Если службы говорили «хорошо», он отвечал: «Всё, я сделал спектакль». Приглашали учителей, из музея, вообще из учреждений культуры люди были в худсовете. Минимум 12 человек, они что-то решали, что-то подсказывали, со стороны всегда видней. Мне Акулов говорил: «Акулова, у тебя профессия актрисы, а у меня должность главного режиссёра. Сегодня я режиссёр, а завтра меня выгонят вон из театра, а ты как была со своей профессией, ты в любом театре будешь играть. Я отвечаю за все цеха, я отвечаю за пьесу, я отвечаю за всё». Он бывало из театра не уйдёт, пока с выездного спектакля последний актёр не приедет. Но чтобы Акулов пошёл в театр не в белой рубашке и не в галстуке – такого не было.
Знаете, как я расшифровываю слово «театр»? Первая буква «т». Трепет. Я актриса, у меня сегодня спектакль. У зрителя в кармане билет. Он живёт целый день тем, что вечером пойдёт в театр. Вторая буква «е». Открывается занавес и происходит единение зрительного зала со спектаклем, актёрами. Потом буква «а». Выходит Актёр. Потом опять буква «т». Актёр начинает творить. Не играть, а творить! И последняя «р». Радость! У актёра должна быть радость, что он сыграл спектакль, а у зрителя, что он сходил в театр не зря, он скажет другому: «Сходи в театр! Я получил такую радость, что сходил вчера в театр!» Вот для меня слово театр, эти буквы. Я всю жизнь этим живу. Я до сих пор иду в театр не играть, я иду жить. Как можно играть? Играют в игрушки. Если я надела костюм Островского, то я в образе. Кто-то приходит один раз и заражается сладким ядом театра и на всю жизнь.

Наша справка

Нина Фёдоровна Акулова родилась 14 декабря 1930 года, поступила в театр в 1948 году. Служила в театрах городов Кинешма, Чистополь, Краснокамск, Кизел, Кузнецк, Великие Луки, Смоленск, Ковров, Комсомольск-на-Амуре, Стерлитамак, Кимры, Шадринск, Златоуст, Мичуринск, Ачинск.
Роли в Кинешемском драматическом театре им. А. Н. Островского:
Кубыркина – «Беда от нежного сердца» В. Соллогуб
Огуревна – «Сердце не камень» А. Н. Островский
Макеевна – «Деревенская кадриль» В. Гуркин
Настасья Петровна – «Женитьба Белугина» А. Н. Островский
Серафима Ильинична – «Самоубийца» Н. Эрдман
Улита – «Шутники» А. Н. Островский
Мерчуткина, Мила – «Юбиле…И» А. П. Чехов
Гурьевна – «Блажь» А. Н. Островский
Анфуса Тихоновна – «Волки и овцы» А. Н. Островский
Ивонна Александровна – «Полное безумие» С. Иванченко
Фоминишна – «Свои люди – сочтемся» А.Н. Островский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *